В России началась революция в образовании врачей


В России началась революция в образовании врачей

  • позавчера в 05:29
  • Seebär

Аккредитационные испытания проходят по принципиально иным правилам, нежели те, что применялись прежде. К введению новой системы готовились несколько лет. «КП» выяснила, в чем суть и значение нововведений.
Аккредитация – это не просто новое название экзамена для выпускников медвузов, подчеркивают эксперты, а революционное изменение всей системы подготовки врачей с целью выведения квалификации медицинских работников на уровень самых современных требований.

МЕДИЦИНА ПОЗНАЕТСЯ НА ПРАКТИКЕ

Начало аккредитации выпускников – завершающий этап внедрения новых практико-ориентированных медицинских образовательных стандартов третьего поколения, на которые переходит Россия. Студенты-стоматологи и фармацевты – первые, кто прошел полный курс обучения по таким стандартам, и поэтому именно они стали в этом году «пионерами» аккредитации. Со следующего года ее будут проходить все выпускники медвузов.

Получившие опыт работы непосредственно «у постели больного» и успешно подтвердившие свою квалификацию выпускники вузов теперь получают право приступать к профессиональной деятельности без прохождения годичной интернатуры. При этом первичная базовая аккредитация дает право работы в определенных должностях с определенными полномочиями. Так, прошедшие в этом году аккредитацию выпускники вузов по специальностям «Стоматология» и «Фармация» смогут сразу работать на должностях «врач-стоматолог» и «провизор», «провизор-технолог» соответственно.

ТРИ ВАЖНЫХ ШАГА

В ходе аккредитационного испытания определяются не только теоретические знания испытуемых, но и их практические медицинские навыки, и способность к клиническому мышлению. «То есть к такому экзамену нельзя просто подготовиться в библиотеке», — поясняют разработчики новых правил.

Выпускники медвузов проходят так называемую первичную базовую аккредитацию. Это сложный экзамен, состоящий из трех этапов:

1 этап – проверка уровня теоретических знаний: единый тестовый экзамен, своеобразный медицинский ЕГЭ.

2 этап – определение степени владения конкретными умениями: общеклинический структурированный экзамен, проводящийся в симулированных условиях.

3 этап – проверка клинического мышления: разбор кейсов клинических задач (описания клинических случаев), при котором испытуемому необходимо определить характер заболеваний и разработать стратегию лечения.

То есть система аккредитации, которая вводится, по сути, воспроизводит передовой международный опыт, и в европейских странах, и в США, и в Канаде.

А СУДЬИ КТО?

«Ежегодно в нашей стране получают высшее медицинское образование около 35 тысяч человек. Врачей и фармацевтов выпускают 46 вузов Минздрава России, 36 медицинских факультетов Минобрнауки, вузы при Правительстве РФ. Для пациентов важно не просто формальное наличие диплома у врача, а его фактические квалификация и профессионализм. Именно для их оценки и введена аккредитация — единая планка, стандарт профессионализма и достоверная проверка знаний и умений выпускников профессиональным сообществом», — поясняет Министр Вероника Скворцова.

Первое существенное отличие: оценивает итоги испытания и квалификацию выпускника теперь не сам вуз «внутренним кругом» экзаменаторов, а специальная аккредитационная комиссия. Во главе ее — три сопредседателя с равным правом решающего голоса:

  • представитель профессионального сообщества, принимающего в свои ряды нового члена (это может быть делегат от соответствующей общественной медицинской организации, ассоциации врачей и т.п.);
  • работодатель, для которого важно, какими умениями владеет его работник (в случае ре-аккредитации действующих врачей);
  • представитель образовательного учреждения (обязательно не того, где учился выпускник).

Благодаря такому разностороннему составу комиссии будут налаживаться связи между врачебным сообществом и медицинскими вузами. Это поможет оценивать и усовершенствовать качество подготовки будущих докторов, считают специалисты.

И ЧТО ПОТОМ?

После успешной сдачи аккредитационного экзамена студенты становятся врачами, но их обучение на этом не заканчивается. Теперь их ждет система непрерывного медицинского и фармацевтического образования. Пришедшая на смену институтам повышения квалификации, новая система опирается на лучшие образовательные медицинские ресурсы. Она построена по модульному принципу, что позволяет учитывать как интересы самих врачей, так и потребности системы здравоохранения, и оперативно реагировать на появление новых медицинских технологий. Система непрерывного медицинского образования создается с использованием новых информационных и коммуникационных технологий, что делает ее доступной для врачей в любое время и прямо с рабочего места.

Для этого создан и наполняется контентом интернет-портал системы, позволяющий врачам составлять свой индивидуальный план обучения и проходить образовательные программы. Системой предусмотрены как стажировки, так и типовые программы ведущих вузов, самостоятельное прохождение электронных образовательных модулей, участие в мастер-классах, возможность общения с другими обучающимися в системе и многое другое.

Система определяет минимальные требования к непрерывному обучению врачей — 50 часов ежегодно — и ведет образовательное портфолио для каждого участника. Выполнение минимальных образовательных требований – необходимое условие для допуска врачей к следующему этапу аккредитации, которую теперь все врачи страны будут проходить раз в пять лет. То есть молодые врачи не просто будут разово тестироваться, но, как метко выразилась Министр Вероника Скворцова, ступают на «эскалатор непрерывного медицинского образования».

Ссылка на оригинал: http://www.irk.kp.ru/daily/26559.5/3575673/

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один + 18 =